• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Городецкий Ариэль: 3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

    14 февраля 1855 года родился известный русский писатель, поэт и художественный критик Всеволод Гаршин. Он прожил короткую жизнь, всего 33 года, но успел создать произведения, ставшие классикой русской литературы. Его творчество высоко ценили Тургенев и Толстой, Короленко и Чехов.

    Родился Всеволод Михайлович в семье офицера, участника Крымской войны. После окончания гимназии он поступил в Горный институт и начал печатать свои первые статьи, в основном посвящённые художникам-передвижникам.

    Во время русско-турецкой войны Гаршин рассказ, "Четыре дня", сделал его знаменитым. Вскоре он был переведён на французский, итальянский и английский языки. Последующие труды Гаршина печатали лучшие российские журналы. Уже в "Четырёх днях" проявились характерные черты особенной манеры Гаршина - сочетания конкретного реализма с обращением к символико-аллегорической образности. Его рассказы "Трус", "Денщик и офицер", "Из воспоминаний рядового Иванова" пронизаны пафосом неприятия войны.

    Острая социальная тематика обеспечила Гаршину высочайшую популярность у современников. В русской литературе он узаконил особую художественную форму - новеллу, которая впоследствии получила полное развитие благодаря Антону Чехову"Происшествие", "Художники", "Надежда Николаевна").

    Творческие успехи писателя омрачались сильным психическим расстройством, приведшим его к самоубийству. Впервые болезнь проявилась в 1880 году - потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин был помещён в лечебницу для душевнобольных. 19 марта 1888 года Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Несколько дней спустя он скончался. Чехов, тяжело переживая гибель Гаршина, посвятил его памяти рассказ "Припадок", в котором писал: "У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьём к боли вообще".

    Последние годы жизни Гаршина были отмечены дружбой с крупнейшим русским художником Ильёй Репиным, проиллюстрировавшим его рассказ "Художники". Он не единожды выбирал Гаршина прототипом своих персонажей. "Вечерняя Москва" предлагает вниманию читателя истории создания трёх картин мастера, для которых позировал литератор.

    "Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина" (1884)

    Городецкий Ариэль: 3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

    Репин приступил к работе над портретом летом 1884 года. "Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел". Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. "В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела", - писал Репин.

    "Не ждали" (1884)

    Городецкий Ариэль: 3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

    Картина, впервые показанная на XII передвижной выставке, посвящена судьбе русского революционера-народника. Моделью для главного героя был выбран Гаршин: "Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!". Работа потребовала долговременного труда - фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Павлом Третьяковым

    "Иван Грозный и сын его Иван" (1885)

    Городецкий Ариэль: 3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

    Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Когда картина была закончена, всё увидевшие её сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном - у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки. Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие). Репин тяжело переживал утрату друга. Сам он так объяснял выбор прототипа: "Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича". Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно. Кроме того в этой трагической истории есть ещё и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

    Раздел сайта: