• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Н. А., Д. К.: Гаршин В. М.

    Н. А., Д. К.: Гаршин В. М.

    Гаршин Всеволод Михайлович (2[14]. 02.1855—24.03[5.04]. 1888), писатель. Родился в имении Приятная Долина Бахмутского у. Екатеринославской губ. Отец Гаршина — офицер, участник Крымской войны 1853—56. Окончив Петербургскую реальную гимназию в 1874, Гаршин поступил в Горный институт. Начал печататься в 1876 (очерк «Подлинная история Энского земского собрания»). Гаршин сблизился с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи с анализом художественных выставок («Вторая выставка «Общества выставок художественных произведений»», 1877; «Новая картина Семирадского “Светочи христианства”», 1877, и др.). В 1877 с началом русско-турецкой войны воодушевленный патриотическим подъемом Гаршин отправился добровольцем в действующую армию, был ранен при Аясларе (Болгария), затем произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).

    Военные впечатления Гаршина отразились в рассказах, опубликованных в журнале «Отечественные записки»: «Четыре дня» (1877), в котором с большой художественной силой передана психология человека на поле сражения, «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Восхищаясь нравственной силой простых солдат, Гаршин дал выразительные зарисовки солдатских типов. Одна из основных тем творчества Гаршина — трагедия личности в условиях несправедливого устройства общества. Острая постановка этой темы звучит в рассказах «Происшествие» (1878) и «Надежда Николаевна» (1885), в которых раскрывается трагедия женщины, вынужденной стать проституткой. Образ Надежды Николаевны, сильной, незаурядной личности, близок героиням романов Ф. М. Достоевского, оказавшего известное влияние на творчество Гаршина. Проблема выбора пути для интеллигенции поставлена в рассказах «Встреча» (1879) и «Художники» (1879). Гаршину одинаково ненавистен инженер-делец Кудряшов и практичный эстет Дедов; им противопоставлен художник Рябинин, жаждущий служить народу, жить вместе с ним. Образ рабочего-клепальщика («глухаря»), потрясший Рябинина, становится символическим, выражающим задачу искусства, как ее понимал Гаршин: оно должно «ударять в сердце» и «лишать спокойствия». В рассказах «Attalea princes» (1880) и «Красный цветок» (1883) в образах гордой пальмы, стремящейся к воле, и безумца, решившегося ценой жизни уничтожить зло мира, воплощенное в красном цветке, в аллегорической форме изображены черты народников-семидесятников, их благородство и жертвенность. В этих произведениях выражено преклонение перед жаждой подвига и сознание его безысходности, когда народники отходят от православно-патриотической идеологии.

    Гаршин — мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической напряженностью. Крайне обостренное восприятие мирового зла гаршинскими героями приводило к тому, что будничные явления превращались в образы-символы. Наряду с социально-психологическими и лирико-философскими рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка. Рассказы Гаршина высоко оценивали Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев. Гаршину становилась все очевиднее несостоятельность народнической идеологии, оторванной от Православия. Сомнения и искания нравственного идеала приводили его к увлечению философией Л. Н. Толстого. Под его воздействием Гаршин написал «Сказание о гордом Аггее» (1886) и «Сигнал» (1887). Однако в письмах Гаршина последних лет уже возникает полемика с теорией «непротивления злу насилием». С детства обладавший необычайной впечатлительностью, Гаршин болезненно реагировал на зло и несправедливость. С н. 70-х Гаршин страдал психическим заболеванием. В 1880 он вновь психически заболел и ок. 2 лет находился в лечебнице. В припадке безумия покончил с собой.

    Раздел сайта: