• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Папазова К. А.: Персонаж, время, пространство в художественном мире прозы В. М. Гаршина

    Персонаж, время, пространство в художественном мире прозы В. М. Гаршина

    Автореферат

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Диссертация посвящена исследованию художественного мира прозы Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888) Еще при жизни ВМ Гаршина его литературная деятельность стала предметом оживленных споров и дискуссий Ранняя смерть не позволила В М Гаршину проявить свой писательский талант в полной мере В его творчестве намечался новый виток, который начался «Красным цветком», замкнувшим два направления в развитии писательского дарования в этом тексте соединились два типа повествования (воплощающий тенденцию «условности» и «воплощающий тенденцию «жизнеподобия») Вполне вероятно, что поиск В М Гаршина увенчался бы успехом, утвердив его как признанного мастера малой формы, либо принеся ему лавры начинающего романиста (например, неосуществленный замысел о романе петровской эпохи или замысел драмы «Деньги» в соавторстве с Н А Демчинским)

    Научное изучение творчества В М Гаршина началось в XX веке, преимущественно в работах советских литературоведов (Г А Вялого, В П Порудоминского, А Н Латыниной и др), которое в тот период носило преимущественно биографический характер восстанавливались факты биографии писателя, литературные знакомства, исследовалась проблема гаршинского воздействия на читателя Особое внимание уделялось личности писателя Следует подчеркнуть, что биографический метод доминировал в исследовании творчества писателя при жизни и после смерти, советское литературоведение в основном следовало той же тенденции

    Но интерес к творчеству В М Гаршина не ослабевает За последнее время было защищено немало диссертаций, в том числе И Э Васильевой (2009), ОС Лепеховой (2009), А В Головань (2009) В современных учебниках (В И Кулешов (2004), В И Коровин (2005), В Н Аношкина, Л Д Громова и др (2006)) имя В М Гаршина стоит в одном ряду с классиками русской литературы XIX в Творчество В М Гаршина начинают рассматривать с позиции «философского реализма» (В И Кулешов, 2004)

    Актуальность исследования определяется интересом современного литературоведения к творчеству В М Гаршина Достаточно подробно освоенная литературоведами и литературными критиками (А М Скабичевский, Г А Бялый, А Н Латынина и др ) биография писателя дает возможность современным исследователям приступить к изучению содержательно-формальных сторон наследия В М Гаршина, что позволит пересмотреть некоторые содержательные аспекты произведений писателя Актуальным для современного литературоведения представляется проблема рассмотрения художественного мира прозы В М Гаршина в единстве пространственно-временных координат и представленности в них персонажа (как основных элементов любого художественного мира произведения)

    Материалом исследования служат художественные произведения В М Гаршина Кроме того, при исследовании литературных связей В М Гаршина с современностью привлекаются произведения других авторов

    (И А Гончарова, Ф М Достоевского, А П Чехова) В диссертации также прослеживаются некоторые аспекты влияния творчества В М Гаршина на литературу XX в (А Т Твардовский) и исследуются интертекстуальные связи с классической английской литературой (В Шекспир)

    Объектом исследования является художественный мир прозы В М Гаршина Предметом исследования выступают основные элементы художественного мира прозы В М Гаршина (персонаж, время, пространство) и их репрезентация в произведениях писателя, воплощающих две тенденции художественной образности («условности» или «жизнеподобия» по терминологии В Е Хализева (М , 2004))

    Цель работы - выявить специфику основных элементов художественного мира произведений В М Гаршина персонажной сферы и пространственно-временного континуума

    Поставленная цель определила следующие задачи исследования

    1 выявить характерные черты произведений В М Гаршина двух типов, отражающих тенденцию либо «жизнеподобия», либо «условности», как воплощение специфики авторской субъективности,

    2 выявить специфику персонажной сферы в прозе В М Гаршина,

    4 представить модель единой мотивной структуры прозы В М Гаршина,

    5 выявить некоторые характеристики формы в художественном мире произведений В М Гаршина — повторяющиеся мотивы (лейтмотивы), типы авторской эмоциональности, особенности построения повествования, константы художественного мира и т д,

    6 проследить и определить репрезентацию одного из базовых свойств пространства художественного мира прозы В М Гаршина (замкнутость, ограниченность) в текстах писателя,

    7 проследить взаимосвязь двух тенденций художественной образности в творчестве В М Гаршина

    фактами биографии Новизна диссертации также связана с обнаружением и интерпретацией ряда новых факторов интертекстуального взаимодействия творчества В М Гаршина с традициями его предшественников и современников (И А Гончаров, Ф М Достоевский) Кроме того, необходимо констатировать недостаточную изученность наследия писателя, воплощающего тенденцию «условности», по сравнению с наследием писателя, воплощающим тенденцию «жизнеподобия» Впервые была проведена параметризация художественного мира прозы писателя в поликоординатном аспекте (персонаж, время, пространство), что задает направление для дальнейших исследований художественного мира прозы В М Гаршина

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1 В зависимости от реализации тенденций «условности» или «жизнедоподобия», репрезентация которых обусловлена спецификой авторской субъективности, в прозе В М Гаршина выделяются произведения двух типов («условный» и «жизнеподобный» типы) Существование этих типов обусловлено не только содержательными признаками, но и наличием определенных элементов формы, набор которых релевантен для каждого из типов, а элементы поэтики, воплощенные в произведениях, построенных по принципу «условности», проникают в произведения, построенные по принципу «жизнеподобия»

    2 В основе художественных миров отдельных произведений писателя лежат различные характеристики первого рассказа «Четыре дня», которые в совокупности являются своеобразным «инвариантом» в творчестве В М Гаршина Это «инвариантное» произведение обозначило два направления в творчестве писателя — воплощающее тенденцию «условности» или «жизнеподобия»: в нем нашли отражения черты обеих тенденций, черты последней являются доминантными в данном тексте Все последующие тексты писателя в равной мере наследуют определенный константный набор признаков, создаются по одной схеме в соответствии с принадлежностью определенного произведения тому или иному типу

    3 Основная особенность произведений В М Гаршина, отвечающих тенденции «условности», - наличие единой мотивной структуры, которая каждый раз развертывается при построении нового произведения Базовый набор характеристик художественного мира данных произведений един (поэтика замкнутых пространств», снятие оппозиции в антонимичной паре «низ - верх», «уродство — красота», символика круга и т д ), поэтому он четко прослеживается во всех произведениях, воплощающих тенденцию «условности», но отсутствует в произведениях писателя, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», что диктует необходимость исследовать каждое произведение в отдельности, стараясь избегать теоретических обобщений, которые не учитывают специфику каждого из них и противоречат друг другу, в том числе это касается стремления В М Гаршина использовать один и тот же прием для достижения различных художественных задач

    «персонажными») характеристиками «консервация», «замкнутость», «быстротечность или стремительность» и т д Для поэтики В М Гаршина характерно наличие нескольких временных планов, что больше подчеркивает связь писателя с последующей эпохой и экспериментами в области формы личностное восприятие времени персонажем и его субъективизация («персонажное» время), мифологическое (циклическое) время, линейное время и т д

    5 Для художественного мира обоих типов произведений характерно использование поэтики «замкнутых пространств», что, в частности, обусловлено двумя основополагающими особенностями гаршинских текстов - «поэтикой сиюминутности и крупных планов» (по терминологии ЕГ

    Эткинда (2005)) Пристальное внимание В М Гаршина к тому, что происходит здесь и сейчас, обусловливает отсутствие каких-либо развернутых панорамных зарисовок и сведение пространства к чему-то замкнутому, ограниченному (пространство оранжереи, сада, поляны и т д),

    6 Одна из важных особенностей персонажной сферы в художественном мире прозы В М Гаршина — отход от русской классической традиции именования персонажей произведений имена героев чаще всего довольно безлики, неразличимы (Иван, Иван Иванович, Иванов и т д) Тем нее менее, имя играет большую роль в обоих типах повествования потеря имени или его подмена, единообразие фамилий и имен может стать косвенной причиной трагического финала Имя обладает сильной семантикой и «подталкивает» героя к тем или иным поступкам

    Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы описание, анализ, сравнительно-типологический, историко-литературный методы, метод моделирования как общефилологический метод, поскольку интерпретация художественного текста — это моделирование индивидуально-авторской картины мира, контекстуальный и межтекстуальный анализ, нацеленные на изучение особенностей функционирования текстуальной единицы как в рамках текста, так и сверхтекста, что помогает решать проблемы смыслового приращения, смысловом взаимодействии, интуитивный метод, метод трансформации

    В Е Хализева, С Г Бочарова (М , 1985), В В Федорова (М , 1984), Л В Чернец (М , 2006), М Соп11Йе (2003) и др

    Теоретические основы психопоэтики рассматриваются с опорой на методологию фундаментальных трудов «Психиатрические беседы на литературные и общественные темы» НН Баженова (М, 1903), «Психологическое литературоведение» В П Белянина (М, 2006), «Психоанализ литературы Пушкин Гоголь Достоевский» И Д Ермакова (М, 1999), Е Г Эткинда Проблема психологизма изучается на основании концепции А Б Есина(М,1988)

    В работе затрагиваются проблемы интертекстуальности в классической русской литературе Исследование опирается на концепцию В П Руднева, изложенную в «Словаре культуры XX века» (М, 1997), и некоторых других авторов (Н И Петровская (2006), Н А Фатеева (М, 2000) Привлекаются данные психолингвистики, философии, культуроведческие источники

    Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что впервые изучается творчество В М Гаршина с точки зрения основных элементов художественного мира (персонажная сфера, время, пространство) в их взаимосвязи Также выявляется существование двух типов произведений В М Гаршина, соответствующих либо тенденции «жизнеподобия», либо «условности», с уточнением формальных показателей для каждого типа, приводится общая для произведений «условного» типа модель построения художественного мира Единая модель построения художественного мира произведений, воплотивших тенденцию «жизнеподобия», не может быть сконструирована ввиду их большей композиционной сложности

    Научно-практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы на лекционных, практических занятиях по истории русской литературы XIX века, на спецкурсах и семинарах, посвященных проблемам изучения психологизма в литературе, а также проблемам изучения различных сторон формы литературного произведения

    «Язык Дискурс Текст», Ростов-на-Дону, 2009-2010 гг), международном конгрессе («Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорск, 2007 г), в ряде научных публикаций По теме диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 1 статья в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

    Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка, включающего 305 источников Общий объем работы 229 страниц

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, определяется методология и базовый терминологический аппарат, демонстрируется степень разработанности проблемы, указывается научная новизна и практическая значимость, обозначаются положения, выносимые на защиту

    Первая глава «Художественный мир как теоретическая проблема в современном литературоведении», состоящая из трех параграфов, представляет собой теоретическую базу исследования, где на основании тщательного изучения и сопоставления различных положений, выдвинутых в работах отечественных ученых (М Л Гаспаров, В Ф Федоров В Е Хализева, Л В Чернец, Э Я Фесенко и др), исследуется проблема художественного мира, разрабатывается его концептуальная дефиниция, важная для стратегии исследования

    «Термин «художественный мир» в современном литературоведении» посвящен изложению существующих подходов к изучению художественного мира

    О повышенном интересе к проблеме художественного мира свидетельствует большое количество монографий, опубликованных в последней трети XX века - начале XXI века (Е П Червинскене (1976 г), С И Машинский (1979 г), ПС Балашов (1982 г), В Я Линков (1982 г), С Г

    Бочаров (1985 г), В Г Зусман (1996 г), Е А Яблоков (2001 г) и др), диссертаций, исследующих частные аспекты художественного мира или посвященные изучению художественного мира какого-либо писателя (И А Казакова (2004 г), Т Л Александрова (2004 г), А К Никулина (2005 г), Н В Маркина (2006 г) и др )

    Данный термин представляет определенную трудность для толкования в силу отсутствия одной точки зрения на природу художественного мира В параграфе очерчивается сфера значений, осмысливаемых отечественными филологами в термине «художественный мир» Каждый исследователь предлагает свой собственный подход к художественному миру, что в еще большей степени размывает границы объема значения термина Кроме того, наблюдается и терминологическая синонимичность в определении мира художественного произведения, как «художественного», «поэтического», «внутреннего», «предметного» Особую сложность представляет разграничение художественного мира писателя и его творчества, художественного мира одного произведения и группы произведений

    Исследователями художественного мира приводится различный набор характеристик, параметров, компонентов мира от явлений психики до лирического субъекта Однако, одним из самых важных и основных компонентов для любого художественного мира является наличие персонажа и пространственно-временных координат (хронотопа) Рождение художественного мира невозможно без данных компонентов, а любой новый художественный мир является уникальным в силу уникальности его творца Любые параметры художественного мира, как и наличие или отсутствие их внутри мира, определяются авторской субъективностью (по терминологии В Е Хализева (2004)), которая закладывается в основу художественного мира произведения

    — это мир, который создается писателем в художественных текстах, характеризующийся уникальными пространственно-временными координатами и особой персонажной сферой, единством формы и содержания, и в основе которого лежит авторская субъективность

    Во втором параграфе «Проблема монологичности/полифоничности в художественном мире произведения» исследуется художественный мир произведения с точки зрения концепции ММ Бахтина о полифоническом романе Рассматривая поэтику Ф М Достоевского, М М Бахтин говорит о том, что писатель создает новую художественную модель мира По М М Бахтину, Достоевский намеренно исключает себя из мира произведения Миры произведений Достоевского представляют собой арену действия для нескольких персонажей (семиперсонажный мир по терминологии В Я Проппа (2006 г)) Таким образом, М М Бахтин «выносит за скобки» авторскую субъективность, что ограничивает роль Достоевского в создании и жизни художественного мира

    При изучении художественного мира В М Гаршина особую важность приобретают такие характеристики повествования, как монологичность и полифоничность При этом художественный мир многих произведений В М Гаршина можно определить как «одноперсонажный», что не отрицает возможности взаимодействия главного героя с другими персонажами данного мира

    В третьем параграфе «Два типа текстов («воплощающий тенденцию «условности» и воплощающий тенденцию «жизнеподобия) в прозе В М Гаршина» представлен опыт разграничения произведений В М Гаршина в зависимости от следования одной из тенденций художественной образности В творчестве В М Гаршина можно выделить два типа текстов произведения, тяготеющие к сказочности, притчевости, те произведения, ориентированные на реализацию тенденции «условного» изображения действительности («Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Arree» и др) и произведения, обращенные к «реальности», т е произведения, ориентированные на реализацию тенденции «жизнеподобного» изображения действительности («Четыре дня», «Происшествие», «Трус», «Встреча», «Художники», «Ночь» и др ) Способы организации времени и пространства, как и некоторые другие формальные элементы, для каждого из типов индивидуальны, но можно выявить также и общие для них моменты

    Для произведений В М Гаршина не характерна «затянутая» экспозиция, при которой наличествуют подробные описания места и времени действия, расстановка персонажей, пейзажные зарисовки, т е постепенное введение читателя в мир художественного произведения Для произведений, написанных от первого лица, характерно моментальное вовлечение читателя в мир персонажа Читатель получает информацию лишь по ходу развития действия, повествование начинается «ниоткуда» В таком типе нарратива, повествующемся от третьего лица, встречается и классическая экспозиция («Медведи», «Сигнал»)

    «затянутой» экспозиции проявляется в произведениях, воплощающих тенденцию «условности», в зачине, который характерен для сказок, притчей, т е это краткое обозначение места и времени действия

    Все произведения В М Гаршина исследуются с точки зрения трех основных компонентов художественно мира персонажа, времени, пространства Кроме того, выделяется особый пласт мотивов, свойственных всему творчеству В М Гаршина в целом, — лейтмотивов (символика круга, нарушение целостности сакрального круга, «замкнутого пространства», присутствие мифологем преимущественно в произведениях о бунтарях и богоборцах, мотивы мифологических образов солнца, неба, ветра, мотив наказания за гордыню, мотив бунтарства) Все это, как и учет жанровых признаков, кладется в основу разделения произведений В М Гаршина на два типа, соответствующих тенденции «условности» или «жизнеподобия»

    Следует отметить, что проблема художественного пространства и времени, как и изучение персонажной сферы с точки зрения художественного мира, в творчестве В М Гаршина не рассматривались в качестве специального предмета исследования

    Таким образом, выделение единой мотивной структуры, как и некоторых других особенностей организации художественного мира, не является универсальным средством для соотнесения любого произведения с тенденциями «условности» и «жизнеподобия», а проводится только в узких рамках художественной системы данного писателя Подобный способ номинации этих типов произведений В М Гаршина основывается на терминологии, предложенной В Е Хализевым, как наиболее соответствующей поставленным задачам диссертационного исследования, в число которых не входит подробный анализ художественного мира произведений с учетом жанровой специфики, литературного метода или направления

    Во второй главе «Время, пространство и персонажная сфера в художественном мире произведений В М Гаршина, воплощающих тенденцию «условности», которая состоит из пяти параграфов, раскрывается роль хронотопа и исследуется специфика персонажной сферы в произведениях В М Гаршина, воплощающих тенденцию «условности», на примере конкретных произведений обосновывается разделение произведений В М Гаршина на два типа (воплощающий тенденцию «условности» или «жизнеподобия»), рассматривается единая мотивная структура произведений, воплощающих тенденцию «условности»

    «условности», можно проследить наличие единой мотивной структуры в построении текстов, что и стало основанием для выделения их в особую группу Кроме того, отсутствие в произведениях, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», подобной организации затрудняет их анализ Также в этих произведениях встречаются элементы поэтики, характерные для произведений «условного» типа, но в тексте их репрезентация непоследовательна Поэтому выявление особенностей произведений, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», закономерно основано на результатах выявления специфики произведений, воплощающих тенденцию «условности», что обусловило структуру диссертационного исследования Хронологический подход позволяет проследить специфику развития творческой индивидуальности писателя

    Основанием для выделения произведений, воплощающих тенденцию «условности», в творчестве В М Гаршина является не только содержательная сторона, но и особенности построения данных произведений, наличие единой мотивной структуры Художественный мир прозы В М Гаршина, отвечающий тенденции «условности», структурирован следующим образом

    1 В сфере пространственно-временных характеристик художественного мира прозы В М Гаршина

    1 1 использование, наряду с поэтикой сиюминутности и крупных планов, поэтики «замкнутых пространств»,

    1 2 наличие символики круга как замкнутого, самодовлеющего, сакрального пространства,

    «верха» и «низа» (или оппозиции «уродство» и «красота») как понятий, обладающих положительной и отрицательной коннотацией, медиарная позиция автора

    1 4 наделение художественного пространства и времени субъективными характеристиками «консервация», «замкнутость», «быстротечность или стремительность» и т д

    1 4 в тексте время представлено в трех ипостасях личностное восприятие времени персонажем и его субъективизация («персонажное» время), мифологическое (циклическое) время и линейное время

    2 В персонажной сфере

    2 1 в зависимости от способности перемещаться в пространстве возможно разделение персонажей на несколько групп (например, тот, кто живет только в «замкнутом пространстве» (обитатели оранжереи, цветника и т д ),

    целостности сакрального круга, «замкнутого пространства», те является покушением на основы мирозданья и ведет к наказанию, что обусловливает трагический финал многих произведений

    2 3 значимость имени действующего лица для развертывания сюжета, а не как дополнительного способа характеристики персонажа (в чем заключается отход от русской традиции именования)

    3 Особенности построения повествования (композиционные особенности произведений В М Гаршина)

    3 1 ряд повторяющихся мотивов (мотивы мифологических образов солнца, неба, ветра, мотив наказания за гордыню, мотив бунтарства (против творца, демиурга)

    3 2 преобладание трагического и комического типов авторской эмоциональности

    «большой», «огромный» как склонность сказки к гиперболизации, приобретение признаков постоянных эпитетов в художественном мире прозы В М Гаршина, воплощающей тенденцию «условности»

    3 4 «незатянутая» экспозиция

    3 5 присутствие мифологем преимущественно в произведениях о бунтарях и богоборцах

    Выделенные особенности произведений В М Гаршина, которые воплощают тенденцию «условности», частично находят отражение в произведениях, воплощающих тенденцию «жизнеподобия»

    Первый параграф «Attalea princeps» поэтика «замкнутых» пространств» посвящен исследованию художественного мира первого произведения В М Гаршина, воплощающего тенденцию «условности»

    — «в одном большом городе», что характерно для фольклорных жанров Но вскоре пространство города сводится к пространству огромной оранжереи, в которой разворачиваются события Затем происходит смена точки зрения, пространство уже воспринимается с точки зрения персонажей Поэтому для растений огромная оранжерея тесна и недостаточно просторна

    Подобная организация пространства становится сюжетообразующим фактором, т е благодаря «сжатости» внутреннего пространства оранжереи сюжет получает мотивировку и заканчивается трагическими последствиями

    Время не обладает сюжетообразующей потенцией для данного произведения, оно создает фон для развертывания действия Более того, в первых трех абзацах рассказа создается впечатление, что время так же «законсервировано» в оранжерее, как и ограничено пространство Время носит здесь вневременной характер, а не движущийся и развивающийся

    Для поэтики В М Гаршина характерно разделение художественного мира на части, т е наличие некоего подпространства, которое отграничено от остального изображаемого мира В «Attalea princeps» это огромная оранжерея, которая отделена от внешнего мира, при этом ее обитатели находятся в изоляции от остального мира и имеют о нем очень скудную информацию Часто основное действие происходит в этом замкнутом пространстве Более того, данное подпространство часто обладает завершенностью и замкнутостью, как это свойственно геометрической фигуре — кругу Для описания данного пространства характерно употребление слов, явно и косвенно связанных с кругом, окружностью В «Attalea princeps» это можно наблюдать на примере лексем свод, арка

    Круг обладает защитной функцией, поэтому разрыв цельности круга связан с риском, нарушением гармонии, привнесением хаоса, попыткой нарушения устоявшегося миропорядка и карается по всей строгости Именно это делает Attalea princeps Бунтарство, направленное против установленного миропорядка, заканчивается трагически

    «То, чего не было» субъективность личной «точки» зрения» посвящен анализу второго произведения В М Гаршина, воплощающего тенденцию «условности», с точки зрения персонажной сферы и пространственно-временного континуума, затрагивается проблема интертекстуальной связи сказки с басней о «Никифоре, таракане и мухах», рассказанной Лебядкиным в «Бесах» Ф М Достоевского

    В М Гаршин использует ту же схему при построении художественного мира, как и в «Attalea princeps» в первом абзаце описывается, правда, более подробно, некое обширное пространство, скорее всего усадьбы, которое затем сводится к более тесному, замкнутому в пространстве сада выделено подпространство поляны Это пространство обладает закрытостью и замкнутостью, обособленностью от остального мира, но здесь это свойство имеет еще и другую функцию — скрытость от чужих глаз

    Сюжетное время для сказки не имеет принципиального значения, оно обусловлено ее пространством Движения действия здесь практически нет

    Сюжет основывается на споре животных и насекомых о таком сложном понятии мира «Что есть мир9» Проблема мирозданья в сказке приобретает чисто пространственное толкование, т к мир определяется количеством верст, количеством прыжков или расстоянием, которое можно проползти за день и т п Таким образом, пространство художественного мира теряет свои объективные свойства и становится сопоставимо или даже подменяется личным ощущением пространства и времени, т е личным кругозором, несмотря на тот факт, что в нем могут присутствовать и реальные географические названия Херсон-город, Александровка и т д При этом восприятие пространства объективируется в зависимости от размеров говорящего кучер Антон ставит точку в этом споре он - носитель более «высокой» точки зрения

    Такую же трактовку получает и время в сказке Спор о мире перетекает в полилог о будущей жизни, олицетворением которой должна стать переродившаяся гусеница Будущее, как и в фольклорных представлениях, связано с идеей метаморфозы и временной смерти как переходным состоянием между старым и новым качеством предмета

    «Сказка о жабе и розе» оппозиция красоты и уродства» наряду с персонажной сферой изучаются особенности времени и пространства художественного мира данной сказки, исследуется взаимосвязь сказки с другими произведениями В М Гаршина («Стихотворение в прозе», «Фиалка»)

    Как и в других сказках В М Гаршина, здесь происходит нарушение целостности «круга» и выход за пределы пространства цветника, но оно ненамеренное Розу срывает сестра Вани, чтобы украсить последние минуты его жизни, так два мира соприкасаются Выход за пределы цветника также опасен или даже смертоносен для розы, как и простое цветение на кусте в течение трех дней Но и власть обитателей дома не может дать розе бессмертие, а только «запечатать» в книге (мотив замкнутого пространства)

    Четвертый параграф «Сказание о гордом Arree» «несобственно сказочное» повествование» посвящен исследованию персонажной сферы, времени, пространства произведения, воплощающего тенденцию «условности», разрабатывается мотив наказания за гордыню как наиболее значимый в структуре данного текста, исследуется жанровая специфика произведения

    В сказке конфликт строится на противопоставлении «верха» и «низа» Но для системы художественных координат В М Гаршина такая антитетичность в построении художественного мира и системы образов является чисто внешним приемом, лишенным глубинного противопоставления

    По определению Е Г Эткинда (2005), стиль В М Гаршина представляет собой поэтику сиюминутности и крупных планов Проведенный анализ сказок («Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказание о гордом Arree», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница») позволил сделать вывод о том, что специфика художественного мира сказок В М Гаршина заключается, прежде всего, в наличии поэтика «замкнутых пространств»

    «Лягушка-путешественница» жанровый синкретизм (сказка, притча, басня)» посвящен анализу основных характеристик художественного мира (персонажной сфере, времени, пространству), жанровый особенностям данного произведения Особое внимание уделяется образу лягушки, и проводятся интертекстуальные связи с русской классикой XIX в («Отцы и дети» И С Тургенева)

    Последняя сказка В М Гаршина «Лягушка-путешественница», написанная в 1887 году, - самое известное произведение писателя Созданная на основе древнеиндийской басни о черепахе и утках, она сохранила в себе черты басенного оригинала

    В сказке Гаршина остается мотив наказания за гордость, те не способность к настоящему полету Как и в ситуации с пальмой, лягушка стремится к тому, что невыполнимо изначально Лягушка с помощью обмана пытается изменить основы мирозданья, сравнять ее привычную среду обитания - болото - с небом, средой обитания птиц Обман почти удается, но, как и в древнем эпосе, лягушка наказана

    К сожалению, сейчас творчество В М Гаршина - удел специалистов-филологов, и широким массам оно неизвестно Наблюдается интересное явление сказка В М Гаршина «Лягушка-путешественница» в массовом сознании приобретает черты народной сказки, лишенной черт ав1орства

    В третьей главе «Художественной мир произведений В. М. Гаршина, воплощающих тенденцию «жизнеподобия»: время, пространство, персонажная сфера», которая состоит из четырех параграфов, исследуются персонаж и хронотоп в системе художественного мира прозы В М Гаршина, воплощающей тенденцию «жизнеподобия» Многие черты поэтики, характерные для произведения, воплощающего тенденцию «условности», и присущие данному типу текстов, анализируются с учетом контекста, в котором они используются писателем

    произведение и трактует его в свете полученной информации, что порождает злоупотребление биографической стороной изучения творчества В М Гаршина и приводит к упрощенному восприятию наследия писателя как излишне простого, открытого, прямого отражения в творчестве реальной жизни писателя

    В первом параграфе «Четыре дня» как «инвариант» всего творчества В М Гаршина» детально рассматриваются основные компоненты художественного мира рассказа (персонажная сфера, время, пространство) и наиболее значимые мотивы, которые станут основой для всего творчества писателя в целом Затрагивается вопрос о лиричности творчества В М Гаршина, исследуются интертекстуальные связи с русской классической литературой (Л Н Толстой), литературой XX в (А Т Твардовский)

    Поэтика сиюминутности и крупных планов, которая так отчетливо прослеживается в «Четырех днях», приобретает особую значимость для произведений, воплощающих тенденцию «жизнеподобия» Этот рассказ является основополагающим для всего творчества В М Гаршина, т к он не только обозначит основные мотивы и проблемы, стиль и манеру, которые будут использованы в дальнейшем, но и окажется квинтэссенцией его творчества Произведение уникально тем, что в нем нашли отражение особенности поэтики не только данного типа, но и произведений, воплощающих тенденцию «условности» Данный рассказ можно рассматривать как некую точку, от которой расходятся два вектора один продолжает традиции реалистического письма (русской книжной традиции), второй — сказочной, фольклорной Многие особенности, которые легли в основу данного рассказа, будут повторены в произведениях, воплощающих тенденцию «условности», станут сюжетообразующими, но для произведений, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», не будут иметь такого основополагающего значения Это поэтика «замкнутого» пространства, мотивы неба, солнца и ветра, мотив нарушения целостности замкнутого круга и т д

    Повествование ведется от лица главного героя Он ранен, его сознание путается, он не всегда осознает, что с ним происходит, отсюда - много вопросов и предположений Все события даются с точки зрения героя Время, как и пространство, имеет сугубо личностную значимость, историческое время исчезает, объективные пространственные характеристики сужаются до такого размера, который может охватить сознание героя

    Пространство для героя рассказа В М Гаршина не обладает таким масштабом, это то, что он может видеть здесь и сейчас («поэтика крупных планов» в терминологии Е Г Эткинда) Как и в сказках В М Гаршина, именно замкнутое пространство поляны — главное место действия рассказа Это пространство отгорожено от остального мира кустами, из-за которых раненого не находят Поэтому можно говорить и о сюжетообразующей функции пространства в данном рассказе

    «Четыре дня» стал литературным дебютом В М Гаршина, но, тем не менее, много из того, что легло в основу данного художественного мира, станет лейтмотивным для творчества писателя

    Во втором параграфе «На пути к «Красному цветку» («Происшествие», «Трус», «Встреча», «Художники», «Ночь», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова»)» исследуются те произведения В М Гаршина, которые были написаны до знаменитого «Красного цветка» (1883 г) Выявляются общие и отличные черты в поэтике и персонажной сфере данных текстов

    Третий параграф «Красный цветок» как синтез двух типов произведений в творчестве В М Гаршина» посвящен анализу одного из самых известных рассказов В М Гаршина, который впоследствии дал название посмертному сборнику, посвященному памяти писателя Наравне с исследованием персонажной сферы и хронотопа данного произведения, параметризируется репрезентация двух тенденций художественной образности («условности» и «жизнеподобия») в ткани рассказа, прослеживаются межтекстовые связи с другим произведением В М Гаршина («Незнакомец») Особое внимание уделяется образу красного мака

    Сравнение этого «фантастического» (АН Латынина, 1986) рассказа с произведениями В М Гаршина, воплощающими тенденцию «условности», вполне оправданно многие черты поэтики произведений, воплощающих тенденцию «условности», будут использованы В М Гаршиным и в этом рассказе Тем не менее, писатель относил этот рассказ к «реалистическим» произведениям Если рассказ «Четыре дня» был той основой, из которой вышли два направления в творчестве В М Гаршина (воплощающих тенденцию «условности» или «жизнеподобия»), то «Красный цветок» «свел» эти направления вместе, как результат — «два плана — фантастическое и реальное - тесно переплетены» (АН Латынина, 1986) Поэтому «Четыре дня» - это сугубо реалистическое произведение, в нем нет фантастического «привкуса» (несмотря на использование поэтики, характерной для произведений, воплощающих тенденцию «условности»)

    Время и пространство в этом рассказе наследуют многое из поэтики, характерной для произведений В М Гаршина, воплощающих тенденцию «условности» Мак растет в «закрытом» пространстве сада Сама больница — это уже замкнутое пространство, доступ в которое связан со страданием, болью, болезнью Но замкнутое пространство сада имеет сильно редуцированную сюжетообразующую функцию (только в последний раз герою приходится приложить усилия, чтобы проникнуть ночью в цветник) Субъективное восприятие пространства как «замкнутого» есть и у главного героя

    — носитель зла, т к он знает, что из мака делается опиум Но на этом логическая цепочка не прерывается из мака делают опиум, а из опиума делается морфий, который дают больному Трагичность ситуации заключается в том, что герой борется с тем, чем, при ближайшем рассмотрении, его пытаются лечить Однако, надо заметить, что больное сознание героя акцентирует всего лишь одну сторону явления (мак —> зло, а не, например, мак —> красота) Мысль больного логически движется так мак —> опиум —» зло —» Ариман Подменив одно из звеньев логической цепи, герой лишает себя шанса выжить мак —> опиум —> морфий —> сон —> (?) выздоровление

    В заключительном параграфе «Открытые горизонты поиски формы («Медведи», «Надежда Николаевна», «Сигнал»)» исследуются три последних рассказа В М Гаршина с точки зрения основных компонентов художественного мира персонажной сферы, времени, пространства Выявляются интертекстуальные связи с английской литературой («Гамлет» Шекспира) и стремление гаршинских текстов к «парности», циклизации

    В заключении подводятся итоги диссертационного исследования Намечены дальнейшие перспективы изучения персонажной сферы и хронотопа в произведениях В М Гаршина и отечественной литературе в целом

    Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

    1 Папазова, К А Развитие малой формы в творчестве В М Гаршина [Текст] / К А Папазова // Тезисы студ научной конф Ч 1 Филологические и общественные науки -Ростов-н/Д РГПУ, 2004 - С 65-66 - [Тезисы -(0,1 пл)]

    пл)]

    3 Папазова, К А Гаршин и Чехов художественный мир жизнь или художественный мир уэ игра9 [Текст] / К А Папазова // Тезисы студ научной конф - Ростов-н/Д РГПУ, 2006 —С 156 - [Тезисы -(0,1 п л)]

    4 Папазова, К А К проблеме психологизма русской классической литературы [Текст] / К А Папазова // Концептуальные проблемы литературы типология и синкретизм жанров Межвуз сб научных трудов — Ростов-н/Д ПИЮФУ, 2007 - С 189-192 - [Статья -(0,2пл)]

    5 Папазова, К А Место и время отсчета - Кавказ [Текст] / К А Папазова // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру Материалы V Междунар конгресса - Пятигорск ГГГЛУ, 2007. - С 67-69 - [Тезисы -(0,1 п л)]

    6 Папазова, К А Война художественных миров В М Гаршин уя А П Чехов [Текст] / К А Папазова // Вестник ГГГЛУ - Пятигорск ПГЛУ, 2008 -№ 4 - С 205-208 - [Статья - (0,4 п л)] (Издание из перечня ВАК РФ)

    72-75 - [Статья - (0,4 п л )]

    8 Папазова, К А «Четыре дня» как «инвариантный текст» всего творчества В М Гаршина в сфере организации времени, пространства, персонажной сферы [Текст] / К А Папазова // Язык Дискурс Текст Материалы V Междунар научной конф -Ростов-н/Д Академ Лит, 2010 -С 256-260 - [Статья - (0,54 п л )]

    Введение диссертации

    В 70-90 гг. XIX вв. особое место в литературе стало отводиться жанру рассказа. Если в предшествующие десятилетия этот жанр не был столь популярным (т. к. небольшой объем как жанровый признак «препятствует» полному выражению всех замыслов художника), то в 80-90 гг. благодаря вкладу В. Короленко, А. П. Чехова и др. восприятие данного жанра писателями изменилось. Fie последнюю роль в развитии «малой» формы сыграло и творчество В. М. Гаршина.

    В рассказах В. М. Гаршина были подняты проблемы целой эпохи. Разнообразие тематики позволило выйти за рамки автобиографичности или узости поднимаемых проблем, чему способствовало использование самоанализа и рефлексии в качестве главного художественного приема. Тематика произведений В. М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т. д. В этой связи наиболее известны: "Из воспоминаний рядового Иванова" (о жизни молодого барина, решившего не отделять свою судьбу от судьбы простых солдат и испытать все на собственном опыте), "Происшествие" (о любви к падшей женщине), "Красный цветок" (о сумасшедшем, который боролся с вселенским злом), сказка для детей «Лягушка-путешественница».

    ("Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова", "Четыре дня").

    Рассказы В. М. Гаршина затрагивают вечные темы: исторические события в них выступают как фон для раскрытия мыслей и чувств человека. В. М. Гаршин не описывает свою эпоху, он говорит о человеке и его мыслях. «Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина» (277).

    В. М. Гаршин болезненно осознавал несовершенство устройства человеческого мира, отсутствие гуманных принципов взаимоотношений между людьми, чувствовал, что зло заключено и в самом человеке. В. М. Гаршин, пожалуй, одним из первых в отечественной литературе (вслед за JI. H. Толстым и Ф. М. Достоевским) заговорил о ценности человеческой жизни, о невозможности посягательства на нее ни при каких обстоятельствах.

    Большинство исследователей творчества В. М. Гаршина (А. Н. Латынина (148), Г. А. Бялый (61-66) и др.) сходятся во мнении, что писателю принадлежит особое место в литературном процессе ХГХ в., но оценка его творчества носит довольно неоднозначный характер. Иногда высказывается мнение о некоторой ограниченности таланта В. М. Гаршина, но все же, например, А. Н. Латынина, замечает, что «однако Гаршин занимает в истории русской литературы совершенно особое, неповторимое место, яркое и своеобразное место» (148: 3).

    Еще современная В. М. Гаршину критика (A. M. Скабичевский (206), Волжский (74), В. Г. Короленко (132) и др.) писала о тесном переплетении биографических фактов с творчеством писателя, его личности и произведений. В итоге публикации того времени посвящены описанию личности автора, но не его творчества: это воспоминания, размышления, записки. Безусловно, они имеют важность при воссоздании биографии В. М. Гаршина, его облика, литературной репутации и т. д., но почти ничего не дают с точки зрения анализа, изучения поэтики произведений, т. к. чаще всего носят общий характер. Биографический метод доминировал при исследовании творчества писателя при жизни и после смерти, советское литературоведение в основном следовало той же тенденции, руководствуясь главным тезисом в изучении наследия В. М. Гаршина - его искренности, особом таланте - «человеческом», как его определил А. П. Чехов в рассказе «Припадок».

    «можно констатировать, что на сегодняшний день изучение творчества Гаршина наиболее приблизилось к анализу непосредственно художественных задач, которые сам автор формулировал как «поиск новых путей» (67: 26). Действительно, интерес к творчеству В. М. Гаршина не ослабевает. За последнее время было защищено немало диссертаций, в том числе И. Э. Васильевой (67), О. С. Лепеховой (150), А. В. Головань (87). В современных учебниках (под ред. Коровина (113); под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева (114); В. И. Кулешов (145)) имя В. М. Гаршина встречается наравне с другими классиками русской литературы XIX в. Необходимо отметить одну плодотворную тенденцию, которая наблюдается в исследованиях последних лет. Все чаще творчество В. М. Гаршина рассматривают с позиции «философского реализма» (145: 591). Приведем несколько примеров: «Гаршин — один из представителей философского реализма в русской литературе» (145: 591), «Легко заметить притчевую структуру философских рассказов Гаршина» (145: 593), «Катастрофизм смещающихся граней социальных сфер заставил Гаршина с обостренным трагизмом воспринимать противоборство добра и зла во всех его бытийных проявлениях, привнося философский смысл и обобщенность в свои художественные произведения» (246: 501) или: «Гаршин выдвинул новое философски значимое понимание человека, который выше профессионально заданных обстоятельств» (246: 501). Такая постановка вопроса позволит исследователям «очистить» имя В. М. Гаршина от излишне политизированных и однобоких трактовок, которых было немало.

    С другой стороны, не вызывает удивления стремление современного литературоведения сосредоточиться на изучении специфики формы гаршинского текста, минуя сопряжение с фактами биографии писателя.

    В своей диссертации, посвященной исследованию творчества В. М. Гаршина и А. П. Чехова, И. Э. Васильева пишет, что «исключить биографический контекст при рассмотрении прозы Гаршина невозможно. Традиция непременного подключения биографии писателя к его собственно художественному тексту сложилась еще при жизни Гаршина» (67: 26). К этому замечанию следует добавить, что исключить восприятие читателя тоже не представляется возможным. Проза В. М. Гаршина является настолько ориентированной на читательское восприятие, на создание повышенной эмоциональности восприятия, на глубокое и полное проникновение в мир персонажа и т. д., что даже профессиональные исследования (Г. А. Бялый, В. И. Порудоминский) зачастую могут принимать вид биографии художника слова.

    И. Э. Васильевой удалось выделить следующие стадии в процессе отождествления личности В. М. Гаршина с его творчеством: «Подключение биографического текста к непосредственно художественному произведению формирует следующие устойчивые для исследовательской традиции характеристики художественного мира Гаршина. Это указание на единый практически для всех произведений писателя тип героя, далее - на автобиографичность этого героя и, как следствие, это так или иначе выражаемая в процессе интерпретации тенденция к отождествлению личности героя с личностью самого автора» (67: 27).

    Основная причина обращения исследователей к биографии писателя -это искренность и автобиографизм повествования, поэтому «понятие «искренность применительно к творчеству Гаршина обычно использовалось как универсальное объясняющее средство при решении различных проблем, связанных с анализом текста, начиная от авторской интенции, характеристики героя и повествования и кончая вопросами его рецепции» (67: 28).

    «сложных» построений в тексте, мастерски «скроенные» произведения скрывают от внимания исследователей сложность всей той работы, которую проделывал В. М. Гаршин в поиске своего пути по обновлению реализма. Но именно благодаря ей писатель остался в истории русской литературы XIX в. одним из признанных мастеров «малой» формы, подготовив «стартовую» площадку для рассказов А. П. Чехова. Поэтому не менее удивительным кажется, что такой «простой» писатель, как В. М. Гаршин, до сих пор остается одним из «нераскрытых» и неисследованных писателей конца XIX в.

    Анализируя творчество В. М. Гаршина, А. Н. Латынина пишет: «Если можно понять и смириться с тем, что читатель и критика осмысляют новую вещь в контексте сегодняшнего дня, обильно обнаруживая аллюзии и ассоциации даже там, где их нет, то дело литературоведения освободить художественное произведение от узкого толкования, поставив его в контекст не злобы дня, но времени и истории» (148: 120). Поэтому нами был предпринят опыт интерпретации художественных текстов при пристальном внимании к содержанию и форме в их единстве, с акцентом на формальных показателях прозы В. М. Гаршина, т. к. пожалуй, В. М. Гаршин до сих пор остается самым «биографичным» писателем в истории русской литературы конца XIX в.

    Актуальность исследования определяется интересом современного литературоведения к творчеству В. М. Гаршина. Достаточно подробно освоенная литературоведами и литературными критиками (A. M. Скабичевский, Г. А. Бялый, А. Н. Латынина и др.) биография писателя дает возможность современным исследователям приступить к изучению содержательно-формальных сторон наследия В. М. Гаршина, что позволит пересмотреть некоторые содержательные аспекты произведений писателя. Актуальным для современного литературоведения представляется проблема рассмотрения художественного мира прозы В. М. Гаршина в единстве пространственно-временных координат и представленности в них персонажа (как основных элементов любого художественного мира произведения).

    Материалом исследования служат художественные произведения В. М. Гаршина. Кроме того, при исследовании литературных связей В. М.

    Гаршина с современностью привлекаются произведения других авторов (И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова). В диссертации также прослеживаются некоторые аспекты влияния творчества В. М. Гаршина на литературу XX в. (А. Т. Твардовский) и интертекстуальных связей с классической английской литературой (В. Шекспир).

    репрезентация в произведениях писателя, воплощающих две тенденции художественной образности («условности» или «жизнеподобия» по терминологии В. Е. Хализева (233)).

    Цель работы — выявить специфику основных элементов художественного мира произведений В. М. Гаршина: персонажной сферы и пространственно-временного континуума.

    Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

    1. выявить характерные черты произведений В. М. Гаршина двух типов, отражающих тенденцию либо «жизнеподобия», либо «условности», как воплощение специфики авторской субъективности;

    2. выявить специфику персонажной сферы в прозе В. М. Гаршина;

    4. представить модель единой мотивной структуры прозы В. М. Гаршина;

    5. выявить некоторые характеристики формы в художественном мире произведений В. М. Гаршина - повторяющиеся мотивы (лейтмотивы), типы авторской эмоциональности, особенности построения повествования, константы художественного мира и т. д.;

    6. проследить и определить репрезентацию одного из базовых свойств пространства художественного мира прозы В. М. Гаршина (замкнутость, ограниченность) в текстах писателя;

    7. проследить взаимосвязь двух тенденций художественной образности в творчестве В. М. Гаршина.

    и фактами биографии. Новизна диссертации также связана с обнаружением и интерпретацией ряда новых факторов интертекстуального взаимодействия творчества В. М. Гаршина с традициями его предшественников и современников (И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский). Кроме того, необходимо констатировать недостаточную изученность наследия писателя, воплощающего тенденцию «условности», по сравнению с наследием писателя, воплощающим тенденцию «жизнеподобия». Впервые была проведена параметризация художественного мира прозы писателя в поликоординатном аспекте (персонаж, время, пространство), что задает направление для дальнейших исследований художественного мира прозы В. М. Гаршина.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. В зависимости от реализации тенденций «условности» или «жизнедоподобия», репрезентация которых обусловлена спецификой авторской субъективности, в прозе В. М. Гаршина выделяются произведения двух типов («условный» и «жизнеподобный» типы). Существование этих типов обусловлено не только содержательными признаками, но и наличием определенных элементов формы, набор которых релевантен для каждого из типов, а элементы поэтики, воплощенные в произведениях, построенных по принципу «условности», проникают в произведения, построенные по принципу «жизнеподобия»;

    2. В основе художественных миров отдельных произведений писателя лежат различные характеристики первого рассказа «Четыре дня», которые в совокупности являются своеобразным «инвариантом» в творчестве В. М. Гаршина. Это «инвариантное» произведение обозначило два направления в творчестве писателя — воплощающее тенденцию «условности» или жизнеподобия»: в нем нашли отражения черты обеих тенденций, черты последней являются доминантными в данном тексте. Все последующие тексты писателя в равной мере наследуют определенный константный набор признаков, создаются по одной схеме в соответствии с принадлежностью определенного произведения тому или иному типу;

    3. Основная особенность произведений В. М. Гаршина, отвечающих тенденции «условности», - наличие единой мотивной структуры, которая каждый раз развертывается при построении нового произведения. Базовый набор характеристик художественного мира данных произведений един (поэтика замкнутых пространств», снятие оппозиции в антонимичной паре «низ - верх», «уродство — красота», символика круга и т. д.), поэтому он четко прослеживается во всех произведениях, воплощающих тенденцию «условности», но отсутствует в произведениях писателя, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», что диктует необходимость исследовать каждое произведение в отдельности, стараясь избегать теоретических обобщений, которые не учитывают специфику каждого из них и противоречат друг другу, в том числе это касается стремления В. М. Гаршина использовать один и тот же прием для достижения различных художественных задач;

    «персонажными») характеристиками: «консервация», «замкнутость», «быстротечность или стремительность» и т. д. Для поэтики В. М. Гаршина характерно наличие нескольких временных планов, что больше подчеркивает связь писателя с последующей эпохой и экспериментами в области формы: личностное восприятие времени персонажем и его субъективизация («персонажное» время), мифологическое (циклическое) время, линейное время и т. д.;

    5. Для художественного мира обоих типов произведений характерно использование поэтики «замкнутых пространств», что, в частности, обусловлено двумя основополагающими особенностями гаршинских текстов - «поэтикой сиюминутности и крупных планов» (по терминологии Е. Г. Эткинда (249)). Пристальное внимание В. М. Гаршина к тому, что происходит здесь и сейчас, обусловливает отсутствие каких-либо развернутых панорамных зарисовок и сведение пространства к чему-то замкнутому, ограниченному (пространство оранжереи, сада, поляны и т. д.);

    6. Одна из важных особенностей персонажной сферы в художественном мире прозы В. М. Гаршина - отход от русской классической традиции именования персонажей произведений: имена героев чаще всего довольно безлики, неразличимы (Иван, Иван Иванович, Иванов и т. д.). Тем нее менее, имя играет большую роль в обоих типах повествования: потеря имени или его подмена, единообразие фамилий и имен может стать косвенной причиной трагического финала. Имя обладает сильной семантикой и «подталкивает» героя к тем или иным поступкам;

    Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: описание, анализ, сравнительно-типологический, историко-литературный методы; метод моделирования как общефилологический метод, поскольку интерпретация художественного текста - это моделирование индивидуально-авторской картины мира; контекстуальный и межтекстуальный анализ, нацеленные на изучение особенностей функционирования текстуальной единицы как в рамках текста, так и сверхтекста, что помогает решать проблемы смыслового приращения, смысловом взаимодействии; интуитивный метод, метод трансформации.

    Методологической основой работы послужили концепции М. Бахтина (34-35), А. Н. Веселовского (72), Н. К. Гея (82), Б. В. Томашевского (221), Б. А. Успенского (223). В качестве теоретических источников использовались также работы С. Г Бочарова (58), А. А. Потебни (189), В. В. Федорова (227), В. Е. Хализева (233), Л. В. Чернец (69), М. Conliffe (300) и др.

    «Психиатрические беседы на литературные и общественные темы» Н. Н. Баженова (265), «Психологическое литературоведение» В. П. Белянина (49), «Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский» И. Д. Ермакова (103), "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII - XIX веков» Е. Г. Эткинда (250). Проблема психологизма изучается на основании концепции А. Б. Есина (102).

    В работе затрагиваются проблемы интертекстуальности в классической русской литературе. Исследование опирается на концепцию В. П. Руднева, изложенную в «Словаре культуры XX века» (196), и некоторых других авторов (Н. И. Петровская (182), П. А. Фатеева (226). Привлекаются данные психолингвистики, философии, культуроведческие источники.

    Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что впервые изучается творчество В. М. Гаршина с точки зрения основных элементов художественного мира (время, пространство, персонажная сфера) в их взаимосвязи. Также выявляется существование двух типов произведений В. М. Гаршина, соответствующих либо тенденции «жизнеподобия», либо «условности», с уточнением формальных показателей для каждого типа, приводится общая для произведений «условного» типа модель построения художественного мира. Единая модель построения художественного мира произведений, воплотивших тенденцию «жизнеподобия», не может быть сконструирована ввиду их большей композиционной сложности.

    Научно-практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы на лекционных, практических занятиях по истории русской литературы XIX века, на спецкурсах и семинарах, посвященных проблемам изучения психологизма в литературе, а также проблемам изучения различных сторон формы литературного произведения.

    Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены на студенческих научно-практических конференциях (Ростов-на

    «Язык. Дискурс. Текст», Ростов-на-Дону, 2009-2010 гг.), международном конгрессе («Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорск, 2007 г.), в ряде научных публикаций. По теме диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 1 статья в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка, включающего 305 источников. Общий объем работы 229 страниц.

    Заключение научной работы

    Выводы

    По мнению одного из современников В. М. Гаршина М. Протоповича. писатель «представляет собой одну из интереснейших и симпатичнейших фигур нашей литературы, но собственно его сочинения не представляют большого материала для критической разработки» (193: 23). Подобное высказывание о творчестве В. М. Гаршина не является редким, т. к. чаще всего особенности литературного наследия писателя объясняются единственно влиянием личности создателя. На данный момент можно смело утверждать, что изучен в большей степени «биографический» В. М. Гаршин, а не «литературный». А положение о мнимой «простоте» произведении писателя разбивается при детальном изучении двух основных произведений -«Четырех дней» (в качестве «инвариантного» текста всего творчества) и «Красного цветка», знаменующего возможность синтеза двух начал -«условного» и «жизнеподобного» - в творчестве одного автора.

    «жизнеподобия», показал следующее:

    1. В пространственно-временных' характеристиках художественного мира:

    1.1. использование, наряду с поэтикой сиюминутности и крупных планов, поэтики «замкнутых пространств» (но в функции с редуцированными возможностями в отличие от произведений, воплощающих тенденцию «условности»);

    1.2. использование в меньшей степени, чем в произведениях, воплощающих тенденцию «условности», символики круга как замкнутого, самодовлеющего, сакрального пространства; .

    1.3. наделение художественного пространства и времени субъективными характеристиками: «консервация», «затянутость», «замкнутость», «быстротечность или стремительность», «надысторичность» и т. д.

    «персонажное» время), линейное время, мифологическое (циклическое) время и турбулентное время.

    2. В персонажной сфере:

    2.1. значимость имени персонажа не как дополнительном характеристики героя, а чаще всего как способа дальнейшего развертывания сюжета. Проблема «обезличивания» имени действующего лица, отсутствие «говорящих» имен или фамилий.

    2.2. снятие антитети чности отношений, в том числе снятие противопоставления «положительных» и «отрицательных» персонажей, медиарная позиция автора.

    2.3. появление «двойников» в произведениях, которые являются продолжениями сюжетной линии.

    «перекачевывание» героев из одного произведения в другое.

    2.5. необходимость объективации своего Я через дневник, записки, другого персонажа, через зеркало при отсутствии развитой системы точек зрения, диалога; «псевдо-диалогичность» (по определению И. Э. Васильевой (67)).

    3. Особенности построения повествования (композиционные особенности):

    3.1. Ряд повторяющихся мотивов:

    - мотив зеркальности, двойничества, образ зеркала, «ложное» зеркало;

    3.2. натуралистичность, физиологичность и неэстетичность деталей художественного мира, поданных крупным планом.

    3.3. преобладание открытых финалов при композиционной законченности произведений.

    3.4. стремление художественного образа к символу (в произведениях, воплощающих тенденцию «условности», возможна символизация образа), «ущербность» образа.

    3.5. использование поэтики, характерной для произведений, воплощающих тенденцию «условности», при построении произведений, отвечающих тенденции «жизнеподобия», в особенности фантастического типа.

    3.7. использование «архаических» форм повес гвовапия. развитая система развертывания повествования (см. схемы № 5-10).

    3.8. тенденция группироваться, парность многих произведений данного типа.

    3.9. «незатянутая» экспозиция, редко встречающийся эпилог

    3.10. монологизм художественного мира, «а one-person fictional world».

    3.12. прием «текста в тексте».

    3.13. создание художественного мира, при соприкосновении с кошрым читатель, покоренный образом биографического автора, его личностных качеств, переносит их на само произведение и трактует его в свете полученной информации, что порождает злоупотребление биографической стороной изучения творчества В. М. Гаршина и приводит к упрощенному восприятию наследия писателя как излишне простого, открытого, прямого отражения в творчестве реальной жизни писателя.

    3.14. указанные в пункте 3.13. особенности художественного мира так же приводят к невнимательному изучению формальных особенностей наследия В. М. Гаршина: подкупающая простота повествования на самом деле не является такой «простой», как кажется на первый взгляд. Творчество В. М. Гаршина имеет более сложную природу, чем элементарное соединение фактов биографии с создаваемым художественным миром произведения.

    Таким образом, можно констатировать, что В. М. Гаршиным создаются два типа произведений (отвечающий тенденции «условности» или «жизнеподобия»), обладающие определенной общностью в репрезентации пространственно-временного континуума и представленности в нем персонажа, а также некоторой общностью в построении повествования.

    В. М. Гаршину принадлежит поистине уникальное место в литературе конца XIX в. «При этом внешняя простота этих произведений показывает, что Гаршин держится великой школы наших гениальных русских реалистов - Гоголя, Толстого, отчасти Достоевского» (173: 227). «Секрет» его произведений таится в силе воздействия, которое он оказывал и оказывает на читателя. Можно сказать, что его эксперименты с формой прошли для читающей публики почти незамеченными, такова была сила впечатлений, которые получал каждый читающий В. М. Гаршина. В статье одного из современников писателя, написанной уже после смерти Всеволода Михайловича, можно найти объяснение столь близкому соотнесению фактов биографии Гаршина с его творчеством: «Произведения Гаршина до такой степени субъективны и его писательская личность находится в такой тесной связи и гармонии с его человеческой личностью, что мы волей-неволей должны коснуться некоторых биографических фактов» (193: 1) при анализе его произведений. На наш взгляд, это было одной из причин, по которой от исследователей творчества В. М. Гаршина ускользала тесная взаимосвязь произведений обоих типов (воплощающих тенденцию «жизнеподобия» или «условности»), основанная на наличии единых элементов художественного мира и общих композиционных признаках. В том числе эта глубинная связь между отдельными произведениями объясняется наличием уникального рассказа-инварианта («Четыре дня»), который обозначил два направления в творчестве В. М. Гаршина - отвечающего тенденции «условности» или «жизнеподобия».

    С другой стороны, выделение в особую группу произведений, воплощающих тенденцию «условности», основывается на наличии единой мотивной структуры, которая «развертывается» при построении каждого нового произведения данного типа, и с учетом пространственно-временных характеристик художественного мира произведения (использование, наряду с поэтикой сиюминутности и крупных планов, поэтики «замкнутых пространств», использование символики круга как замкнутого, самодовлеющего, сакрального пространства. снятие антитетичности отношений в художественном мире, наделение художественного пространства и времени субъективными характеристиками, три вида времени), персонажную сферу (разделение персоналсей на несколько групп, особый тип «активного» героя, значимость имени действующего лица для развертывания сюжета, а не как дополнительного способа характеристики персонажа) и особенности построения повествования (ряд повторяющихся мотивов, преобладание трагического и комического типов авторской эмоциональности, приобретение прилагательными «большой», «огромный» признаков постоянных эпитетов, «незатянутая» экспозиция, присутствие мифологем). Кроме того, к началу XX в. «в целом складываются две основные литературно-сказочные формы: волшебно-романтическая и сатирико-аллегорическая, главные функции которой нравоописательная и дидактическая» (175: 11), но В. М. Гаршин разрабатывает свой собственный путь и создает необычные произведения, воплощающих тенденцию «условности», в свете жанрового синкретизма, тем самым прокладывая дорогу писателям XX в.

    В процессе исследования произведений В. М. Гаршина, воплощающих тенденцию «жизнеподобия», не удалось выявить единую мотивную структуру по аналогии с произведениями первого типа, ' что вызвало необходимость исследовать каждое произведение в. отдельности и избегать теоретических обобщений. Многие особенности поэтики, характерной для произведений, воплощающих тенденцию «условности», нашли свое отражение в данном типе повествования. В ходе анализа так же учитывались пространственно-временные характеристики художественного мира, персонажная сфера (например, «обезличивание» имени действующего лица, отсутствие «говорящих» имен или фамилий; появление «двойников» в произведениях, которые являются. продолжениями сюжетной линии). особенности построения повествования (в том числе развитая система i развертывания повествования; прием «текста в тексте»; создание «особого искреннего» повествования и др.).

    Исследование художественного мира прозы В. М. Гаршина в единстве пространственно-временных координат и представленности в них персонажа (как основных элементов любого художественного мира произведения) позволило выявить специфику хронотопа и персонажной сферы для обоих типов произведений писателя, которые определяются авторской субъективностью, положенной в основу любого художественного мира.

    «Красным цветком» («произведением не менее ярким, нежели и знаменитые «Записки сумасшедшего» Гоголя» (193: 3)), в котором как бы замкнулись два направления в развитии писательского дарования.

    Появление сказовой формы, повествование от третьего лица, высокое мастерство психологического изображения характеров, сочетание символико-аллегорических образов с реалистическими, тема «высокого» безумия и т. д. могли дать интересные результаты. Вполне вероятно, что «поиск» В. М. Гаршина увенчался бы успехом, утвердив его как признанного мастера малой формы, либо принеся ему лавры начинающего романиста (например, неосуществленный замысел о романе петровской эпохи или замысел драмы «Деньги» в соавторстве с Н. А. Демчинским).

    С другой стороны, «облик его (Гаршина - К. П.) мифологизируется, и каждый мемуарист невольно присоединяет свой голос к общему хору восторженных голосов» (148: 27). В то же время можно с уверенностью сказать, что «его произведения - не ряд ответов, а ряд вопросов» (193: 5), на который каждый читатель должен найти свой собственный ответ.

    Раздел сайта: