• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Гаршин В. М - Латкину В. М., 20 февраля 1885 г.

    364. В. М. Латкину

    (Отрывок) 

    20/II 85. СПБ.

    <емчинским>, который все это затеял, вдвоем, конечно, работать нельзя... Кажется, что я сдам все Д. и откажусь от всяких прав на сие двухгениальное творение.279.

    "Русской Мысли" напечатана первая половина рассказа "Надежда Николаевна"... Напиши мне откровенно, что это такое. Сам я рассказом недоволен. Знаю, что будут ругать меня жестоко, и не за те недостатки, которые вижу я, а за вещи посторонние: за отсутствие политики, за занятие любвями и ревностями в наше время, когда... и пр.

    Ездил в Москву; повидаться с Львом Николаевичем Толстым не удалось. Толстой уехал в деревню...

    Я чувствую настоятельную потребность говорить с ним. Мне кажется, что у меня есть сказать ему кое-что. Его последняя вещь ужасна. Страшно и жалко становится человека, который до всего доходит "собственным умом"...280

    "сын отечества". В каком бы восторге был ты теперь, увидев "Ивана Грозного" Репина. Да, такой картины у нас еще не было, ни у Репина, ни у кого другого - и я желал бы осмотреть все европейские галлереи для того только, чтобы сказать то же и про Европу... Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка,-- ничего этого нет; перед тобой только выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком. Я рад, что живу, когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее достойна...281

    279 Драма, о совместной работе над которой с Н. А. Демчинским пишет Г., задумана была им в пору сближения его с Н. А. Демчинским осенью 1884 г. (см. примеч. 267). "После нескольких собеседований,-- отмечает в своих воспоминаниях Н. А. Демчинский, - мы остановились на теме, которую давала нам сама жизнь: один молодой техник, в погоне за деньгами, продал свою жену; все действующие лица были тогда живы, и даже наша героиня жива и до сих пор". Предполагалось, что Г. напишет второе и четвертое действия, а Н. А. Демчинский - первое и третье. В приложениях к своим воспоминаниям Н. А. Демчинский опубликовал из написанных Гаршиным частей драмы пять явлений второго и семь явлений четвертого акта ("Журнал Театра Литерат. -худож. общества" 1910 г., стр. 19--24). В архиве Г. сохранился перебеленный Е. С. Гаршиной полный текст IV акта и несколько черновых его набросков (явления 2, 4 и заключительные сцены), писанных самим Г. О чтении четвертого акта "рукописной пьесы" Г. под назв. "Деньги" в квартире И. И. Ясинского "через два дня после похорон Г." см. воспоминания Ф. Ф. Фидлера ("Новое слово" 1914, No

    280 "Последняя вещь" Толстого, упоминаемая в письме Г., - вероятно, "В чем моя вера", бывшая в центре общественно-литературных дискуссий 1884--1885 г. Как свидетельствует в своих воспоминаниях о Гаршине В. А. Фаусек: "Настоящим властителем его дум был Лев Толстой. Его произведения были для него настольного книгой, несравненным образцом художественного творчества. Человеческая жизнь, изображенная в романе Толстого, была для него как бы еще более реальной, еще более действительной, чем настоящая жизнь. С субъективным отношением Толстого, с его оценкой жизни и жизненных явлений (в его романах) он не всегда соглашался; но художественный материал, но поэзия его - были для него предметом безусловного поклонения... Он перечитывал его десятки раз; и помнил всякую подробность. О героях и об разных событиях из романов Толстого он часто в разговоре упоминал таким тоном, как будто это был не вымысел, а действительные люди, истинные происшествия. Говоря о Толстом, нельзя обойти молчанием е о сочинений последнего времени, посвященных вопросам морали. Be. M. внимательно читал их, интересовался всем, что выходило из-под пера Льва Толстого, но не соглашался с его выводами... Учение о "непротивлении злу" было ему несимпатично; он не одобрял Толстого за его презрение к историческому развитию нравственности, к "историческому взгляду" на жизнь. Он любил ссылаться при этом на русскую историю, на нашествие татар, напр., и применять к таким явлениям теорию непротивления злу, в виде deductio ad absurd urn" ("Памяти В. М. Гаршина", СПБ. 1889, стр. 101). О свидании. Г. с Толстым в марте 1880 г. см. выше примеч. 132. Об увлечении Г. "Властью тьмы" и отношении его к работе толстовцев в "Посреднике" см. примеч. 318, 335 и 348.

    281 О впечатлениях Г. от картины Репина "Иван Грозный" см. воспоминания Н. А. Демчинского "В. М. Гаршин перед картиной И. Е. Ренина" ("Солнце России" от 23. III. 1913 г., No 13, стр. 9). Как известно, с Г. писал Репин в этой картине царевича Ивана, убиваемого Грозным: "Для молодого царевича позировал Гаршин, - рассказывает В. И. Репина. - Когда Гаршин входил, то смотрел прямо, как бы не видя, своими грустными, черными глазами, и на них как будто были слезы. И я всегда спрашивала сама себя: что с ним? Почему так скорбно приподняты брови? Кто его обидел?" ("Нива" 1914 г., No 29, стр. 573). Сам художник впоследствии объяснял: "В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было" нужно для моего царевича" (С. Н. Дурылин, "Репин и Гаршин", М. 1926, стр. 56). Об отношениях Г. и Репина см. выше примеч. 241.