• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Гаршин В. М - Батюшкову Ф. Д., 30 марта 1886 г.

    388. Ф. Д. Батюшкову 

    <30 марта 1886 г.>

    Милостивый Государь

    Федор Дмитриевич!

    304

    Преданный Вам В. Гаршин

    30 марта 86 г.

    Примечания

    304 "Памяти Гаршина": "Заинтересовавшись старинной легендой об Аггее и пересказав ее по своему, Гаршин пожелал прочесть свое переложение в одном научном обществе (Неофилологическое) при Петербургском университете. Он изменил конец легенды: в подлиннике Аггей наказан за гордость и должен в течение трех лет вести образ жизни нищего, пока ангел, принявший его облик, правит за него страной. Потом Аггей, прощенный богом, возвращается на царство и становится добрым царем, познав настоящую жизнь и настоящее горе; страданиями он очистился, приобрел мудрость и научился творить добро, - таков смысл старинного сказания. У Гаршина, как известно, царь отказывается вернуться на престол... И ангел отвечает ему - "иди с миром" - и вернулся Аггей к слепым, которым служил поводырем, и работал всю жизнь на них и на других бедных, слабых и угнетенных...

    "Гаршин, прочитав свое переложение легенды, не принимал участия в прениях по поводу допустимости или уместности такого изменения сюжета. Но, выходя из собрания, он сказал мне: "Я не знаю, как у меня сложился другой конец. Это делается бессознательно. Сюжет мне запал в голову, я пережил его и не мог закончить иначе. Просто, мне кажется, что это выше" ("Современный Мир" 1908, кн. IV, стр. 99).

    И. А. Шляпкин, бывший на этом же чтении "Сказания о гордом Аггее", вспоминает: "Возникли, по предложению автора, дебаты по поводу окончания: по прологу царь возвратился мудрым и хорошо правил своим народом; по Гаршину - он, узнав сладость бедной, но независимой жизни, решил остаться бедняком до конца своей жизни, каясь в своих грехах. Помню, как молодежь спорила с В. М. и указывала, что это буддизм, что это личный эгоизм и что он, как мудрый царь, больше бы мог внести добра в жизнь, чем как простой нищий. Не помню точно, но конец был изменен, и Аггей оказался поводырем слепых. Поместить повесть В. М. хотел в изд. "Посредника", но ее запретили, и она появилась в "Русской Мысли" 1886 г., с этим именно концом" ("Русской библ." 1913, IV, стр. 84). Дата заседания Неофилологического общества, в котором выступал Г., определяется на основании упоминания в записке последнего о "четверге": 3 апреля 1886 г.

    Раздел сайта: