• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1906"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Именной указатель к письмам Гаршина
    Входимость: 13. Размер: 167кб.
    2. Гаршин В. М - Александровой Р. В., 26 марта 1876 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    3. Глинка А. С.: Гаршин как религиозный тип (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 116кб.
    4. Гаршин В. М - Гаршиной E. С., 10 февраля 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    5. Каценельсон С.: Гаршин В. М. (Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    6. Автобиография В. М. Гаршина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    7. Новогодние размышления
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    8. Беляев Н.: Гаршин. Потрясение
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    9. Айхенвальд Ю. И.: Гаршин
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    10. Гаршин В. М - Лopuc -Меликову М. Т., 21 февраля 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Именной указатель к письмам Гаршина
    Входимость: 13. Размер: 167кб.
    Часть текста: после ареста С. Н. Кривенко 3. I. 1884 г. вел "внутреннее обозрение" до закрытия журнала. С 1882 г. сотрудничал в "Деле" и "Устоях", а с июля 1885 г. - в "Неделе", где стал одним из выразителей оппортунистической теории "малых дел", предлагая "отодвинуть на второй, на третий план широкие общественно-политические вопросы" ("абрамовщина"), В конце 90-х гг. отошел от публицистики и писал преимущественно по вопросам народного образования, 312, 319, 326, 463, 479, 480, 482, 487, 497, 507, 510, 516. Авенариус, Василий Петрович (1839--1924)--беллетрист и детский писатель. Автор нашумевших реакционных повестей, где высмеивалась материалистически настроенная молодежь ("Современная идиллия", 1865 г.) и обличался Чернышевский с его последователями ("Поветрие", 1867 г.). С конца 70-х гг. специализировался в области детской литературы ("Сказка о пчелке-мохнатке", "Что комната говорит" и др.); известностью пользовались и его биографические повести для юношества ("Отроческие годы Пушкина", 1886; "Юношеские годы Пушкина", 1888; "Гоголь-гимназист", 1896 и др.), 360--361 , 541....
    2. Гаршин В. М - Александровой Р. В., 26 марта 1876 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: и. смиренного писаки-фельетониста буду восторгаться вашим "туше" и чувством, буду сравнивать вас с Листом и Рубинштейном. Тогда не осмелюсь я писать вам писем, подобных этому, а только" разве за, скромный рубль куплю себе местечко в концерте и буду слушать... Далее моя дерзость не прострется. На поприще скромного писаки я уже выступил. Я послал одну из моих писулек в "Молву" и получил известие от редактора, что писульку напечатают в одном из следующих номеров газеты. Вот уже три воскресенья прошло, а статья, подписанная буквами Р. А., все еще не появляется. 32 Впрочем, не беда и подождать немного; я счастлив тем уже, что мои первые литературные опыты были одобрены таким хорошим ценителем, как А. С. Суворин, и не отвергнуты порядочным журналом. Я надеюсь, что вы не будете в претензии на меня за то, что я украл у вас начальные, буквы вашего имени для подписи. Быть может, они принесут мне счастье. Рассказывала ли вам матушка о К<вит>ке, одном из моих товарищей, который чуть не умер от антонова огня? Должно быть, да. Теперь он совсем поправляется; ...
    3. Глинка А. С.: Гаршин как религиозный тип (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 116кб.
    Часть текста: эту тень", - такъ говоритъ Ницше въ "Веселой науке". Онъ глубоко прочувствовалъ атеизмъ и, благодаря этому, понялъ глубь религiозности, живучесть ненавистнаго ему христiанства, которое онъ умеетъ различать по какимъ-то его, такъ сказать, вторичнымъ признакамъ въ различныхъ теологическихъ, моральныхъ переживанiяхъ. Ницше страшно, болезненно чутко ощутилъ въ своихъ отрицательно-религiозныхъ настроенiяхъ "тень Бога", скрытое дыханiе христiанства. И она, эта тень, слишкомъ часто властно царитъ тамъ, где ея не видятъ, не хотятъ видеть, думая, что убили Бога... Тень христiанскаго Бога более или менее явственно реетъ надъ всей исторiей русской литературы, до XIX века включительно. И здесь живучесть христiанства сказалась не только въ томъ или иномъ смысле положительныхъ по отношенiю къ нему настроенiяхъ славянофильства, Гоголя, Толстого, Достоевскаго или Вл. Соловьева, но и въ отрицающемся духа Христова, повидимому, атеистическомъ и рацiонально-позитивномъ западничестве, западническомъ народничестве. Скорбно-страдальческiй, покаянно-мученическiй гуманизмъ его, въ сущности, религiозное переживанiе; урезанное, зарисованное почти до неузнаваемости, не сознавшее себя, но въ глубоко скрытой основе своей чаще всего - христiанское. Духовное питанiе, берущее скрытое начало въ релиiозно-христiанскомъ источнике, здесь сильно и обильно. Вся полоса боленiй совести, начиная отъ первоначальнаго своего сантиментально-барскаго зародыша въ Григоровиче, въ "Запискахъ охотника" Тургенева, и, пожалуй, и еще более ранняго, въ "Путешествiи изъ Петербурга въ Москву" Радищева, - и далее въ воспаленно-страстныхъ народническихъ настроенiяхъ славянофиловъ, привитыхъ какой-то своеобразной прививкой враждебному имъ народничеству западниковъ, все ученiя и теорiи о долге народу, о расплате съ нимъ, объ исторической вине и интеллигентскомъ искупленiи ея у Лаврова, Михайловскаго, Толстого и Успенскаго, включительно до...
    4. Гаршин В. М - Гаршиной E. С., 10 февраля 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: а каким-то мерзавцам совершенно с другой стороны. 119 Посылаю Жене программу для субстанции; как говорят, она годна и для будущего года. Греческого языка наверно не будут требовать. Относительно другого его поручения, могу сказать, что просил справиться у знатоков литературы (у Вейнберга). В Публичной же библиотеке узнать, есть ли перевод или нет его - нельзя, так как публика к большому каталогу не допускается. Как только мне сообщат ответ Вейнберга, сейчас же напишу. Юрия Ник. вещь снес 3 февраля к Стасюлевичу, которого не видал, ибо он болен; через "человека" или нечто подобное передали мне, чтобы зашел через 2 недели. Не удастся здесь, понесу в "Р. Речь" или "Дело", куда он хочет. Спросите его об этом. Свой рассказик во вторник снес к С.<алтыко>ву; о судьбе его ничего еще не знаю. Теперь ушел в воспоминания и хочу написать несколько эпизодов из войны. 120 Это будет настоящая проба пера, а то до сих пор все описывал, собственно говоря, собственную персону, суя ее в разные звания, от художника до. публичной женщины. Уезд из П. дело решенное, разве уж какие непредвиденные обстоятельства. Тургенев, как вы знаете, здесь. Кажется, удастся видеть его, чего мне очень хочется. 121 От Гл. Ив. <Успенского> наслышался о нем много хорошего, как о человеке приободряющем. Уехал ли Жорж? Очень я рад за него. Кроме того, что...
    5. Каценельсон С.: Гаршин В. М. (Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался лит-ой деятельности. В 1880, потрясенный смертной казнью молодого революционера, Г. заболел психически и был помещен в лечебницу для душевнобольных. В восьмидесятых годах припадки стали учащаться, и в один из приступов он бросился в пролет лестницы с четвертого этажа и разбился на смерть. На литературное поприще Г. выступил в 1876 с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящен целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Г. написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. «Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В «Attalea Princeps» в...
    6. Автобиография В. М. Гаршина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: порол мужиков, пользовался правом primae noctis и выливая кипятком фруктовые деревья непокорных однодворцев. Он судился всю жизнь с соседями из-за каких-то под топов мельниц и к концу жизни сильно расстроил свое крупное состояние, так что отцу моему, одному из четверых сыновей и одиннадцати или двенадцати, детей, досталось только семьдесят душ в Старобельском уезде. Странным образом, отец мой был совершенною противуположностью деду: служа в кирасирах (в Глуховском полку) в николаевское время, он никогда не бил солдат; разве уж когда очень рассердится, то ударит фуражкой. Он кончил курс в 1 Московской гимназии и пробыл года два в Моск. университете на юридическом факультете, но потом, как он сам говорил, "увлекся военной службой" и поступил в кирасирскую дивизию. Квартируя с полком на Донце и ездя с офицерами по помещикам, он познакомился с моею матерью, Е<катериной> С<тепановной>, тогда еще Акимовою, и в 48 г. женился. Ее отец, помещик Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, отставной морской офицер, был человек очень образованный и редко хороший. Отношения его к своим крестьянам были ...
    7. Новогодние размышления
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: Г. Чернышевского и два анонимных фельетона. Судя по имеющимся данным, один из этих фельетонов принадлежит перу В. Гаршина. Но сначала несколько слов о газете "Новое обозрение". Характерной чертой русской периодики в Грузии, за исключением, пожалуй, официозного "Кавказа", было постоянное стремление выйти за рамки чисто местных интересов и заострить внимание общества на злободневных проблемах, которые ставила прогрессивная печать центральной России. Поэтому издатели старались привлекать известных русских писателей, публицистов и общественных деятелей к активному участию в деятельности того или иного органа. В этом отношении большой интерес представляет ежедневная литературно-политическая газета "Новое обозрение", которая выходила в Тифлисе более двадцати лет - с 1884 по 1906 год. Основана она была известным кавказским деятелем, присяжным поверенным А. В. Степановым, бывшим сотрудником николадзевского "Обзора", затем редактором еженедельного журнала "Юридическое обозрение" человеком, который, как писал выдающийся грузинский публицист Н. Николадзе, "сумел в наши смутные времена, среди повальной расшатанности нравственных понятий остаться честным судьей, присяжным поверенным, писателем". 2 О том внимании и помощи, которую Нико Николадзе оказывал вновь созданной газете, красноречиво говорят письма А. Степанова к нему. В частности, в письме от 6 января 1884 года читаем: "Дорогой Николай Яковлевич! Не знаю как и выразить Вам мою сердечную благодарность за Ваши заботы о "Новом обозрении", Поверьте, что я их ценю высоко и никогда не забуду..." 3 Николадзе договорился с целым рядом известных писателей и публицистов об их сотрудничестве в "Новом обозрении". Среди них были как сотрудники его "Обзора", закрытого правительством несколько лет назад, так и некоторые столичные литераторы, с которыми он поддерживал тесные связи...
    8. Беляев Н.: Гаршин. Потрясение
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: для народовольцев в единственный метод борьбы с самодержавием. Люди, считавшие крестьянство главной революционной силой в России, на практике не смогли создать никакой массовой революционной организации. Теории народников о "героях" и "толпе", о "критически мыслящих личностях", о том, что массы сами по себе не творят историю, а лишь следуют за героями, соответствовали их практической заговорщической деятельности. Тактика народовольцев отталкивала от них народ. Эта "теория" и тактика вредили делу революции, отвлекали внимание трудящихся от подлинно революционной борьбы с классом угнетателей. "Народники мешали рабочему классу понять его руководящую роль в революции и задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса. ... марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с народничеством"*. {* История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938 г., стр. 13} Было бы, конечно, неправильно думать, что Гаршин мог c марксистских позиций критически оценивать народничество и народовольчество. Но, как художник-реалист, он сознавал безнадежность борьбы с самодержавием кучки заговорщиков, без поддержки миллионного народа, и осуждал народническую тактику террора. Еще с турецкого фронта он написал матери письмо (из Ковачицы), в котором отрицательно отзывался о террористах. Через десять дней после взрыва в Зимнем дворце, произведенного Степаном Халтуриным (которого народники заставили прекратить работу по организации революционного рабочего союза и заняться террором), 15 февраля 1888 года последовало правительственное сообщение об учреждении Верховной распорядительной комиссии, во главе с генералом графом Лорис-Меликовым. К Лорис-Меликову переходили в подчинение III отделение и корпус жандармов (а впоследствии и министерство внутренних...
    9. Айхенвальд Ю. И.: Гаршин
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: для нас точно "спит земля в сияньи голубом", когда перечитываешь его не солнечные, а лунные страницы. Та элегия Эрнста, которой уже не играет старый скрипач из "Надежды Николаевны", потому что у него теперь четыре сына и одна дочь, и он вынужден отдавать свое музыкальное искусство такому учреждению, где нужна не элегия Эрнста, - она, транспонированная в рассказы, никогда не умолкала в творце "Attalea princeps", порождая свои меланхолические отклики и в его читателях. Но в то же время он разумен и здоров, его очерки не судорожны и нервны, и в стиле их совсем нет той болезненности и безумства, которые характеризовали самого автора как личность. Гаршин прост и прозрачен, доступен юмору, не любит затейливых линий. Он рассказывает о тьме, но рассказывает о ней светло. У него - кровь, убийство, самоубийство, ужас войны, ее страшные "четыре дня", ее бесчисленные страшные дни, исступление, сумасшествие, но все эти необычайности подчинены верному чувству меры. У Гаршина - та же стихия, что и у Достоевского; только, помимо размеров дарования, между ними есть и та разница, что первый, как писатель, - вне своего безумия, а последний - значительно во власти своего черного недуга. Жертва иррациональности, Гаршин все-таки ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других. Гаршин преодолел свои темы. Но не осилил он своей грусти. Скорбь не давит, не гнетет его, он может улыбаться и шутить, он ясен - и тем не менее в...
    10. Гаршин В. М - Лopuc -Меликову М. Т., 21 февраля 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: его, не убить человеческую жизнь (о, как мало ценится она человечеством всех партий!) - и в то же время казнитъ идею, наделавшую уже столько горя, пролившую столько крови и слез виновных и невиновных. [И] Кто-знает, быть может, в недалеком будущем она прольет их еще больше. Пишу Вам это не грозя Вам: чем я могу грозить Вам? Но любя Вас, как честного человека и единственного могущего и мощного слугу правды в России, правды, думаю, вечной. Вы - сила, Ваше сиятельство, сила, которая не должна вступать в союз с насилием, не должна действовать одним оружием с убийцами и взрывателями невинной молодежи. Помните растерзанные трупы пятого февраля, 126 помните их! Но помните также, что не виселицами и не каторгами, не кинжалами, револьверами и динамитом изменяются идеи, ложные и истинные, но примерами нравственного самоотречения. Простите человека, убивавшего Вас! Этим вы казните, вернее скажу, положите начало казни идеи, его пославшей на смерть и убийство, этим же Вы совершенно убьете нравственную силу людей, вложивших в его руку револьвер, направленный вчера против Вашей честной груди. Ваше сиятельство! В наше время, знаю я, трудно поверить, что могут быть люди, действующие без корыстных целей. Не верьте мне, -- этого мне и не нужно, - но поверьте правде, которую Вы найдете в моем письме, и позвольте принести Вам глубокое и искреннее уважение Всеволода Гаршина Подписываюсь во избежание предположения мистификации Сейчас услышал я, что завтра казнь. Неужели? Человек власти и чести! умоляю Вас, умиротворите страсти, умоляю Вас [для] ради преступника, ради меня, ради Вас, ради Государя, ради Родины и всего мира, ради бога. Примечания 125 Письмо Г. к М. Т. Лорис-Меликову набросано на вложенных один в другой двух листках почтовой бумаги обычного формата. Бумага использована для письма (непомерно крупными буквами) лишь с одной стороны; на оборот листа строки переходят лишь в одном месте, в самом конце. Письменное обращение, а затем и визит Г. к...